вторник, 26 февраля 2013 г.

"Кто бы посмел отнять у матери Бога?.."

Её Величеству Госпоже Королеве Швеции Сильвии
Ваше Величество!
Обратиться к Вам нас заставила проблема, которую мы не в силах разрешить без Вашего вмешательства. В помощи нуждается белоруска Ольга Класковская, у которой недавно отняли маленького сына. Учитывая все обстоятельства, мальчик, которому всего 7 месяцев, и его любящая мама могут оказаться разлучены на долгие годы.



Ваше Величество!
Поистине бесценен вклад Вашей страны в святое дело приближения многострадальной Беларуси к демократическим европейским ценностям. До недавнего времени посол Швеции Стефан Эрикссон был, как нам кажется, самым популярным и уважаемым в Беларуси представителем Европы. Те из нас, кому посчастливилось когда-либо посетить Швецию, навсегда запомнили гостеприимность и доброту ее людей, величие культурного наследия, неописуемую красоту природы. Мы также были впечатлены и восхищены тем глубоким уважением, с которым Ваши подданные относятся к Вам -- своей Королеве, и к Вашей семье.
Сохранив в своих сердцах симпатию, любовь и благодарность к Вашей стране, мы считаем своим долгом признаться, что происходящее с Ольгой Класковской и ее детьми омрачает наше впечатление о Швеции. Более того, мы опасаемся, что эти события могут вызвать у многих белорусов, да и граждан других стран мира, разочарование в европейских ценностях, стать настоящей духовной катастрофой. Помогите нам, пожалуйста, ее предотвратить.
Мы знаем, что во время Второй мировой войны Ваш отец помог спасти еврейскую семью. К счастью, сегодня мы живем в мирное время, однако белорусы, столь же активные в борьбе за демократию, как Ольга Класковская, у себя на Родине подвергаются жестоким репрессиям со стороны властей.
Ваше Величество, 27 сентября 2012 года Миграционное управление Швеции приняло решение о депортации Ольги Класковской, гражданки Республики Беларусь, без права на обжалование.
6 февраля 2013 года представители полиции и иммиграционных служб насильно отняли у Ольги Класковской сына и угрожали отнять у нее дочь. Для любой матери расставание со своими детьми -- настоящая трагедия.
28 февраля 2013 года у Ольги Класковской истекает срок действия въездной визы, после чего она будет выслана из Швеции и разлучена с сыном.
Ваше Величество! По нашему мнению, в сложившейся ситуации, помимо моральных, имеются политические аспекты. Не только потому, Ольга Класковская -- общественная активистка с 1996 года, неоднократно подвергавшаяся политическому давлению со стороны режима Александра Лукашенко. Не только по той причине, что она -- сестра Александра Класковского, ставшего жертвой политической репрессии за участие в мирной акции протеста против фальсификации итогов президентских выборов 19 декабря 2010 года. Ольга Класковская является участником Международного движения «Европа без диктатур!», цель которого -- выполнение Республикой Беларусь своих международных обязательств в рамках ООН, ОБСЕ, а также программы ЕС «Восточное партнерство», инициатором которой является Швеция.
Поощряя участие Ольги Класковской в Швеции в акциях солидарности с жертвами политических репрессий в Беларуси, на которых она выступала с законными требованиями их скорейшего освобождения и реабилитации, правительство этой же страны игнорирует свои обязательства в рамках Пражской Учредительной Декларации Восточного партнерства, касающиеся контактов между людьми. В данном случае речь идет о разлучении матери с сыном.
Мы считаем, что практика изъятия детей, в особенности грудных младенцев, у родных матерей наносит непоправимый вред психике ребенка и его мамы. Даже в Беларуси такие меры применяются властями в крайних случаях. Начиная с 2007 года, в Беларуси существует угроза изъятия несовершеннолетних детей у политически активных женщин. Наверно, Вы тоже имели возможность слышать о самом вопиющем из подобных случаев в нашей стране -- попытке отнять сына у семьи журналистки Ирины Халип и экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, брошенных в тюрьмы после выборов 19 декабря 2010 года. Тогда демократическая общественность как в Беларуси, так и в Швеции встала на защиту права этого ребенка жить с родителями.

Ваше Величество, мы не могли даже предположить, что нечто подобное может произойти с другой белорусской журналисткой в демократической Швеции. Мы также обеспокоены жестоким обращением с Ольгой Класковской со стороны шведской полиции, оказавшей на нее сильное моральное давление.

Ваше Величество!
Мы просим Вас помочь Ольге Класковской вернуть малолетнего ребенка, расставание с которым наполнило её жизнь горем и отчаянием. Мать и сын рискуют не увидеться много лет, и ребенок будет навсегда лишён материнской любви в раннем детстве.
Ваше Величество, посмотрите на икону Божьей матери. Мы видим у Марии на руках Христа. Кто бы посмел у матери отнять Бога? Даже Ироду это оказалось не под силу… Осмелимся еще раз напомнить, что изъятие ребенка у нормальной заботливой и любящей матери, согласно традициям нашего народа, считается бесчеловечным. Вспомните, как Ваши трое прекрасных детей были маленькими, и постарайтесь, пожалуйста, нас понять.
С пожеланием счастья Вашей семье, мира и процветания Королевству Швеция -- надеемся на Вашу милость и благосклонность.



Справка. Ольга Класковская родилась 30 января 1982 года в семье журналистов. В 1996 году, еще школьницей, вступила в молодёжную фракцию Белорусского народного фронта (БНФ), которая с 1997 года называется "Малады Фронт". После окончания школы поступила в Белорусский государственный университет, на факультет журналистики, но в 2003 году была отчислена с 3 курса по политическим причинам. Ольга печаталась в независимой газете "Народная Воля", и одной из тем ее журналистских материалов была тема незаконных арестов деятелей белорусской оппозиции. Кроме того, Ольга была задействована в ряде других независимых изданий и проектов.
В 2005 году после ряда угроз в ее адрес Ольга Класковская эмигрировала в Польшу, позже переехала на постоянное место жительства в Швецию. Получив политическое убежище, жила в Стокгольме вместе с дочерью Мирославой. Когда 20 декабря 2010 года в Минске за участие в мирной акции протеста был зверски избит и арестован ее брат Александр, Ольга очень страдала. Ей не давала покоя мысль о том, что она сама в безопасности, в то время как любимый старший брат -- бывший милиционер, пытавшийся остановить избиение людей спецназом 19 декабря, -- подвергается пыткам в СИЗО КГБ в родном Минске. Ольга организовывала в Стокгольме политические акции в поддержку белорусских политзаключённых. Но ей казалось, что этого мало: еще накануне выборов белорусские власти объявили, что участники протестов против фальсификации выборов будут приравниваться к государственным преступникам. Это серьёзное обвинение с потенциально суровым наказанием. Ольга боялась, что может больше не увидеть своего брата живым (впоследствии выяснилось, что некоторым политзаключённым в тюрьмах открыто угрожали убийством). Последней каплей стали заявления белорусских чиновников после теракта в минском метро 11 апреля 2011 года, вызвавшие опасения, что в причастности к теракту могут быть безосновательно обвинены представители оппозиции. В этом случае репрессии режима могли принять характер сталинских «чисток». В апреле 2011 года Ольга отказалась от женевского паспорта, потеряв право легально жить и работать в странах Евросоюза, и приехала в Минск. Ей удалось несколько раз увидеться с братом во время суда -- через решетку клетки, в которой Александр Класковский сидел рядом с бывшими кандидатами в президенты Николаем Статкевичем и Дмитрием Уссом. 26 мая 2011 года Н. Статкевича осудили на 6 лет, Д. Усса – на 5,5 лет, А. Класковского – на 5 лет колонии усиленного режима (14 мая такой же приговор суд вынес и А. Санникову). Эти приговоры по «делу 19 декабря» оказались самыми суровыми. Через несколько дней Ольга Класковская была задержана милицией у себя дома и избита. В августе 2011 года вместе с дочерью она вернулась в Швецию, где официально вышла замуж и 2 июля 2012 года родила сына Адама. Сейчас ее дочери Мирославе 11 лет, сыну Адаму -- 7 месяцев.
Решение отнять Адама у матери было единолично принято Свеном Густафссоном (Sven Gustafsson). Непосредственное изъятие силовыми методами осуществила Мария Самуэльссон (Marie Samuelsson), которая сейчас не разрешает матери и ребёнку встречаться. Оба являются сотрудниками Haninge Kammun в Стокгольме.

Татьяна Снитко, Беларусь
Татьяна Ванина, Беларусь
Дмитрий Щигельский, США
Геннадий Грушевой, Беларусь
Лариса Бухаленко, Беларусь
Галина Сивчик, Беларусь
Наталья Маковик, Чехия
Максим Винярский, Беларусь
Дмитрий Горбунов, Беларусь